Доступная Среда

«Перед государством стоит задача снизить, а по возможности и полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов. Имею в виду всё то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, получать образование и медицинскую помощь, делать профессиональную карьеру и быть
востребованными на рынке труда, без проблем обращаться в государственные учреждения, в органы власти любого уровня».
В.В.Путин На совещании о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов

Нормативно-правовая база

Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2015 № 1399 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования”

Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 “Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи”

Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Письмо Минобрнауки России от от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”

Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 “Об утверждении государственной программы Ростовской области “Доступная среда”

Постановление Администрации Зерноградского района от 28.10.2013 № 752 “Об утверждении муниципальной программы Зерноградского района “Доступная среда”

Постановление Администрации Зерноградского района от 24.11.2015 № 680 “О внесении изменений в постановление Администрации Зерноградского района от 28.10.2013 № 752 “Об утверждении муниципальной программы”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.04.2016 № 145 “Об утверждении Положения об обеспечении получения инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях Зерноградского района, об обеспечении инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования и реабилитации инвалидов”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 02.02.2016 № 35 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию в 2016-2020 годах безбарьерной среды в муниципальных бюджетных образовательных организациях Зерноградского района”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.09.2015 № 424 “Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья”

Приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 15.09.2016 № 558 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования Зерноградского района”

Цель современного образования - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

В МБДОУ ЦРР - «Золотой ключик» г. Зернограда представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности; созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

       Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен.

      В целях обеспечения условий доступности для получения качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в д/с имеются наружные кнопки вызова для родителей, предупредительные знаки для слабовидящих людей «желтый круг», сайт имеет версию для слабовидящих, паспорт доступности объекта и услуг.

     В детском саду «Золотой ключик» функционирует логопункт для детей с ограниченными возможностями здоровья. В наше время всё чаще большинству детей требуется специальная коррекционная помощь. Непосредственно коррекционно-развивающую деятельность проводят учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута, методических рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся.

     Мы можем обеспечить комфортность пребывания детей (уютная домашняя обстановка, наличие мест уединения и психологической разгрузки, составление индивидуального образовательного маршрута, сопровождение индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).

 

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

     Для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ разработана и реализуется программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта с учетом примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. ДОУ самостоятельно разработало и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ - №273 ст.79 п.1).

     Цель АОП ДО  создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

   Основные задачи программы:

  • осуществлять охрану и укрепление здоровья воспитанников, заботу об их эмоциональном благополучии;
  • оказывать своевременную, комплексную помощь детям с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей их развития;
  • способствовать речевому развитию детей с ОВЗ, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формировать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, по медицинским и социально-педагогическим показаниям на основании заявления родителей (законных представителей) в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития.

 

Организационно-педагогическое обеспечение:

- создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.;

- программно-методическое обеспечение;

- использование учебно-методических материалов, дидактических материалов, использование форм и методов организации образовательного процесса в группе вариативные формы образования.

- осуществление психологического сопровождения, оптимизирующего взаимодействие ребенка с педагогами и сверстниками, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- осуществление социально-педагогического, логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с обучающимися;

- программы социализации детей-инвалидов;

- ведение информационно-просветительской работы с педагогами и родителями обучающихся для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;

-использование специальных учебных пособий и дидактических материалов в работе педагога-психолога, учителя-логопеда, обеспечивающих все направления коррекционно-развивающего обучения, систематизированных дидактический материалов, подобранных с учетом комплексно-тематического планирования, использование специальных технических средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

  Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

  • развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;

  • развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

  • создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;

  • формирование положительной мотивации к деятельности;

  • обучение игровым приемам, приемам и способам деятельности с дидактическими материалами и др.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.;

для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим миром, действиями людей.

Материально-техническое обеспечение:

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.

Специально оборудованных учебных кабинетов - не имеется.

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.

Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.

Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.

Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.

Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации - не имеется.

Автостоянка для инвалидов – не имеется для данной категории.

Адаптированные лифты – не имеется.

Поручни — не имеется.

Пандусы – не имеется.

Подъемники – не имеется.

Раздвижные двери – не имеется.

Обучающиеся с ОВЗ получают медицинское обслуживание, охвачены оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями; получают горячее питание в д/с согласно СанПиН; дети с ОВЗ участвуют в общественной жизни группы и д/с, творческих конкурсах, праздниках.

Если вы в замешательстве, если вас волнуют проблемы развития вашего ребенка, то в нашем дошкольном учреждении вас ждут, вам помогут, вас поддержат…