Доступная Среда
«Перед государством стоит задача снизить, а по возможности и полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов. Имею в виду всё то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, получать образование и медицинскую помощь, делать профессиональную карьеру и быть
востребованными на рынке труда, без проблем обращаться в государственные учреждения, в органы власти любого уровня».
В.В.Путин На совещании о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов
Нормативно-правовая база
Цель современного образования - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
В МБДОУ ЦРР - «Золотой ключик» г. Зернограда представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности; созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен.
В целях обеспечения условий доступности для получения качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в д/с имеются наружные кнопки вызова для родителей, предупредительные знаки для слабовидящих людей «желтый круг», сайт имеет версию для слабовидящих, паспорт доступности объекта и услуг.
В детском саду «Золотой ключик» функционирует логопункт для детей с ограниченными возможностями здоровья. В наше время всё чаще большинству детей требуется специальная коррекционная помощь. Непосредственно коррекционно-развивающую деятельность проводят учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута, методических рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся.
Мы можем обеспечить комфортность пребывания детей (уютная домашняя обстановка, наличие мест уединения и психологической разгрузки, составление индивидуального образовательного маршрута, сопровождение индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
Для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ разработана и реализуется программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта с учетом примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. ДОУ самостоятельно разработало и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ - №273 ст.79 п.1).
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.
Основные задачи программы:
- осуществлять охрану и укрепление здоровья воспитанников, заботу об их эмоциональном благополучии;
- оказывать своевременную, комплексную помощь детям с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей их развития;
- способствовать речевому развитию детей с ОВЗ, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формировать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, по медицинским и социально-педагогическим показаниям на основании заявления родителей (законных представителей) в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития.
Организационно-педагогическое обеспечение:
- создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.;
- программно-методическое обеспечение;
- использование учебно-методических материалов, дидактических материалов, использование форм и методов организации образовательного процесса в группе вариативные формы образования.
- осуществление психологического сопровождения, оптимизирующего взаимодействие ребенка с педагогами и сверстниками, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- осуществление социально-педагогического, логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с обучающимися;
- программы социализации детей-инвалидов;
- ведение информационно-просветительской работы с педагогами и родителями обучающихся для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;
-использование специальных учебных пособий и дидактических материалов в работе педагога-психолога, учителя-логопеда, обеспечивающих все направления коррекционно-развивающего обучения, систематизированных дидактический материалов, подобранных с учетом комплексно-тематического планирования, использование специальных технических средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
-
развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
-
развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
-
создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
-
формирование положительной мотивации к деятельности;
-
обучение игровым приемам, приемам и способам деятельности с дидактическими материалами и др.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
* для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.;
* для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим миром, действиями людей.
Материально-техническое обеспечение:
На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.
Специально оборудованных учебных кабинетов - не имеется.
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации - не имеется.
Автостоянка для инвалидов – не имеется для данной категории.
Адаптированные лифты – не имеется.
Поручни — не имеется.
Пандусы – не имеется.
Подъемники – не имеется.
Раздвижные двери – не имеется.
Обучающиеся с ОВЗ получают медицинское обслуживание, охвачены оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями; получают горячее питание в д/с согласно СанПиН; дети с ОВЗ участвуют в общественной жизни группы и д/с, творческих конкурсах, праздниках.
Если вы в замешательстве, если вас волнуют проблемы развития вашего ребенка, то в нашем дошкольном учреждении вас ждут, вам помогут, вас поддержат…